Сайт учителя начальных классов Селивановой Лидии |
|
В современной школе – мини-копии современного мира – всё более актуальным и даже болезненным становится вопрос о нравственном воспитании личности. Как сказано в «Концепции нравственного воспитания граждан России», «знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие»,и, стоит добавить, являются угрозой для развития общества в целом. По моим жизненным наблюдениям, сами по себе знания не гарантируют высокой нравственности, совести, не делают человека Человеком в истинном значении этого слова. Сколько вокруг хорошо обученных, но непристойных в поведении людей! И ведь все они когда-то учились в школе! Нравственность – это внутреннее намерение человека действовать согласно своей совести и свободной воле с опорой на нормы и принципы, признаваемые им как положительные, добрые, возвышенные. И воспитание нравственности предполагает формирование личности, способной, прежде всего, чувствовать и понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Но если этот «детский» вопрос задать современной цивилизации, какие ответы получим? Современному человеку всё труднее уважать власти, законы, да и просто друг друга как людей. И вот результат, который мы можем наблюдать практически ежедневно: растущие рядом с нами дети в большинстве своём как будто начисто лишены «гена уважения», и уже с младшей школы для многих из них, похоже, не существует авторитетов, разве что авторитет силы. Что же мы – учителя, воспитатели – можем и должны делать, пытаясь восстановить этот необходимый для формирования нравственного человека фундамент – уважение к личности? Как сделать так, чтобы из маленького человека вырос настоящий во всех смыслах Человек? На этот счёт у меня с годами выработалось убеждение: нельзя научить тому, чего не умеешь сам, нельзя поделиться тем, чем не обладаешь. Надо быть равной воспитанникам, быть, а не казаться им другом, радоваться вместе с ними открытиям, пусть даже самым маленьким, внимательно всматриваться в человека и в каждом маленьком человечке видеть личность. Ведь в каждом человеке скрыты зёрнышки таланта, надо только уметь разглядеть их. Часто вспоминаю слова М. Горького «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они тихо зазвучат». А звучат они тихо и не всегда их можно услышать. О чём же поют эти детские струны? Думается мне, что они взывают к нам: «Помогите нам, нам трудно всё понять, мы многое не знаем, потому что мы – дети. Вы должны нам помочь, должны нас разгадать, потому что вы – взрослые». Вот и стремлюсь все эти годы научить эти струны петь, издавая мелодию Любви, Добра, Счастья… |
© sellidia |